Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике на тему: "Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс)

Конспект урока по математике на тему: "Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс)

Мельникова Наталья Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №6 г. Воронежа

Запись трёхзначных чисел. Сумма разрядных слагаемых.

( 3 класс, математика, Моро М.И.)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с алгоритмом записи трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

  • Формировать практические навыки записи трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

  • Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

Планируемые результаты обучения:

1) предметные:

- знать разрядный состав трёхзначного числа.
- уметь читать и записывать трёхзначные числа.

2)метапредметные:

-уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя изученный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: учащиеся научатся записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых: анализировать и делать выводы;

Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

3) личностные:

  • формировать умение общаться, работать в коллективе, самостоятельно, в парах, умение владеть математической речью.

  • умение признавать собственные ошибки;

  • формировать положительное отношение к урокам математики.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Метапредметные цели:

познавательные УУД – развитие познавательного интереса к математике, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации;

 коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; способствовать развитию познавательной активности, развивать математическую речь учащихся; способность сравнивать, обобщать, анализировать;

  регулятивные УУД -  формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности, учить детей выполнять приёмы сложения и вычитания; упражнять в решении задач,

  личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.

Методические приемы: фронтальный опрос, работа по индивидуальным карточкам, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

Образовательные технологии: Информационно-коммукативная, Здоровьесберегающий подход Проблемное обучение на базе ОТСМ ТРИЗ (ПОО) Педагогика сотрудничества

1. Самоопределение к учебной деятельности

  • ЦЕЛЬ:

  • мотивировать учащихся к деятельности через ситуацию, отражающую личный опыт детей;

  • определить содержательные рамки урока: работа с трёхзначными числами, их запись в виде суммы разрядных слагаемых.

Мне очень приятно приветствовать моих сегодняшних учеников, гостей. Меня зовут Наталья Борисовна. Надеюсь, вместе у нас получится интересный, познавательный, добрый урок. Кстати, а какой урок у вас по расписанию? (математика)

В различных жизненных ситуациях вам приходится использовать знания по математике? Приведите несколько примеров.

Умение считать, записывать числа, видеть закономерности и делать выводы как раз и понадобятся на уроке. Безусловно, надо быть внимательными, сообразительными, усердными. Для ХОДА работы у нас есть рабочие листы. Обратимся к ним.

2. Актуализация знаний

ЦЕЛЬ:

  • актуализировать знания о записи трёхзначных чисел;

  • тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

  • зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее сложность записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Я у вас в гостях в школе № (62). Запишите номер вашей школы (62).

Школа расположена по адресу : ул. Берёзовая роща, д. 32. Запишите рядом число 32.

А я вас приглашу к себе в гости – в РАДУЖНЫЙ ПОСЁЛОК, где мы будем запускать воздушные шарики, которые получили в начале урока. РАДУЖНЫЙ ПОСЁЛОК ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМ, что номера домов здесь имеют на одну цифру больше в записи числа. То есть сколько? (3) Поставим ниже три точки. .

Какие же числа мы записали? Сколько цифр используется для их записи? Такие числа называют двузначными. Какие разряды входят в состав двузначного числа?

Первым справа пишут разряд ЕДИНИЦ (СМАЙЛ 1)

А 10 единиц образуют следующий разряд.

Вторым справа пишут разряд ДЕСЯТКОВ (СМАЙЛ 2)

10 десятков дадут новый разряд.

А если в записи используется три цифры, как называется число? (трёхзначным)

Третьим справа пишут разряд СОТЕН (СМАЙЛ 3)

Знание разрядов также пригодится нам на уроке.

Предположите, с какими числами мы будем работать на уроке?

МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ С ТРЁХЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ.

Жители Радужного посёлка интересуются, умеете ли вы записывать трёхзначные числа? Проверим эти умения, выполнив математический диктант. Ответы пишем, начиная с отмеченных нами трёх точек.

Математический диктант.

  1. Запиши число, в котором: 6 сотен 5 десятков 4 единицы;  2 сотни 7 единиц; 3 сотни 4 десятка.

  1. Запиши число,  следующее за числом 399.

  2. Запиши число,  предшествующее числу 600.

  3. Запиши число,  которое: на 1 больше, чем 339; на 10 больше 456; на 10 меньше, чем 670; на 1 сотню меньше, чем 807.

ОТВЕТЫ: 654, 207, 340, 400, 599, 340, 466, 660, 707.

Сможете ли вы назвать, из каких разрядов состоит число 466? А записать его в виде суммы разрядных слагаемых?

Попробуйте сформулировать тему  урока.

- Какие цели вы  поставите перед собой?

 - Какие  планируете достичь  результаты? Что и кто могут помочь достичь этих результатов?

Итог: -Чем мы занимались?  ( устным счётом)

- Для чего занимались?

ЕСТЬ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ? Коллективное исследование поможет преодолеть затруднения.

3. Постановка проблемы

ЦЕЛЬ:

    • Организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднений – не использовали ранее терминологию и саму запись числа в иде суммы разрядных слагаемых

    • Согласовать и зафиксировать цель и тему.

При посадке вы поделились на группы (4 ГРУППЫ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА). Каждая группа получит 2 задания и должна подготовить ответ по плану:

  • Мы получили задание…

  • У нас получился результат…

  • Мы заметили, что…

  • Мы сделали вывод…

ВЫВОД 1. ВСЕ ЧИСЛА состоят из (1,2,3)…цифр-знаков, значит, такие числа называются …….

ВЫВОД 2. Для записи трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых ….достаточно записать сумму всех разрядов, выделив разряд сотен, разряд десятков и разряд единиц.

ЗАДАНИЕ 1. Записать цифрами числа: семьсот девяносто три, семьсот тридцать девять семьсот три, семьсот тридцать, семьсот семьдесят, семьсот семь,. (793, 739, 703, 730, 770, 707)

ЗАДАНИЕ 2. Записать первое, третье и пятое числа в виде суммы разрядных слагаемых.

(793=700+90+3

703=700+3

770=700+70)

ДЛЯ ДРУГИХ 2-Х ГРУПП АНАЛОГИЧНО, НО ПРЕДСТАВИТЬ 2,4,6 ЧИСЛА В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ.

739=700+30+9

730=700+30

707=700+7

Уточните тему урока: «Трёхзначные числа. Сумма разрядных слагаемых».

***ЕСЛИ МНОГИЕ ИСПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ, ОБЪЯСНЯЕМ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

Ученик работает по таблице разрядов у доски, остальные – в рабочих листах.

- Запишите число 635. (ученик подписывает цифры в кармашки разрядной таблицы.)

- Сколько в числе единиц 3 разряда (6.)

- Как называются единицы  третьего разряда (сотни.)

- Значит сколько сотен в этом числе? (6.)

(Закрываю единицы второго и первого разряда пустыми карточками.)

- Какое это число (600.)    

(Запись на доске ) 600 +

- Сколько в числе единиц второго разряда? (3.)

- Как называется этот разряд? (Десятки.)

(Закрываю единицы третьего и первого разрядов.)

- какое это число (30.)

(Продолжаю запись.)

600 + 30 +

- Сколько в числе единиц первого  разряда? (5)

- Как называется этот разряд? (Единицы.)

(Закрываю единицы третьего и второго разрядов.)

- Какое это число? (5)

(Продолжаю запись.)

600 + 30 + 5

- Какие числа нужно сложить , чтобы получить число 635? (600, 30, 5.)

- Как заменили число 635? (суммой.)

- Сколько слагаемых? (3.)

-Сколько цифр (значков)в числе 635? Какое это число (трехзначное.)

- Что обозначает каждое слагаемое? (Разряд.)

- Значит, как называются слагаемые, которые составляют в сумме число 635? (Разрядные слагаемые.)

  - Сформулируйте тему  урока.

- Какие цели вы  ставите перед собой?

 - Какие  планируете достичь  результата?

ПОЗНАКОМИМСЯ: ……..

УЗНАЕМ:  какие …

ВЫЯСНИМ: как….

НАУЧИМСЯ:  объяснять ….. пользоваться.

ПОЛУЧИМ ЗНАНИЯ … О способах проверки …..

-Кто  и что может поможет достичь планируемого результата? (рабочие листы с заданиями, учитель, ученик, ИКТ)

4. Проектирование и фиксация нового знания

Цель:

    • Сформировать представление о записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

    • Зафиксировать новый способ действия в речи и знаково.

ИССЛЕДОВАНИЕ: Какие действия вы выполняли с трёхзначными числами в группах?

ПРОЕКТ: Как вы думаете, в какой последовательности лучше записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых? (с+д+е или е+д+с)

А если в каком-то разряде 0 единиц, как можно записывать?

Можно ли запись 437=400+37 считать суммой разрядных слагаемых? (Нет, так как не выделены разряд десятков и разряд единиц.)

5. Первичное закрепление

ЦЕЛЬ: зафиксировать во внешней речи способ записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Для закрепления материала выполним задания с проговариванием вслух. Будьте внимательны, подобная работа ждёт вас дома.

СООТВЕТСТВИЕ

Рассмотрите таблицу на экране.

- Что записано в левом столбике? (Числа)

- Что записано в правом столбике? (Суммы разрядных слагаемых)

- Сколько цифр в записи чисел? Какие это числа (Трехзначные.)

- Почему последние две суммы состоят из двух слагаемых? (Во второй сумме нет слагаемого, обозначающего десятки, а в третьей – слагаемого, обозначающего единицы.)

386

300+80+6

999

900+90+9

201

200+1

780

700+80

  • Замените каждое из чисел 472, 615, 889, 505, 230 суммой разрядных слагаемых.

  • Найдите значение каждого выражения (обратная операция):

300+60+8 2+70+500 600+40 30+800 2+700 400+3

ИТОГ: Что делали? Для чего?

  1. Самоконтроль и самопроверка по эталону

ЦЕЛЬ:

    • Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

    • Проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение выполнять записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1) Запишите цифрами числа двести двадцать пять, двести пятьдесят два, двести двадцать, двести два, пятьсот двадцать два. (225,252,220,202,522).

2) Самое большое и самое маленькое число запишите в виде суммы разрядных слагаемых.

522 = 500+20+2

202 = 200+2

Итак, как же представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (записать сумму его разрядов)

Вопрос1: Единицы какого разряда не могут отсутствовать в трёхзначном числе?

Вопрос 2: Может ли запись 202= 200+0+2 считаться верной? (Да. Можно не писать в сумме 0 единиц какого-либо разряда.)

Сверьте выполнение по образцу. Чья деятельность оказалась успешной?

ИТОГ: Что делали? Для чего? Я желаю вам новых успехов на следующих этапах урока.

ФИЗМИНУТКА

7. Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛЬ:

  1. Тренировать способность к записи трёхзначных чисел, к представлению их в виде суммы разрядных слагаемых.

  2. Тренировать способность к решению задач.

КОНВЕРТ от первого смайлика.

Рассмотрите суммы. Выпишите ниже числа, которые представлены в виде суммы разрядных слагаемых. \ВЫВОД: Каких ошибок следует избегать? (Не путать просто сумму чисел с суммой разрядных слагаемых)

960+6

349+1

600+40+5

600+300+9

800+2

400+20

(645, 802,420)

КОНВЕРТ от второго смайлика

Глубина Ладожского озера – 230 м, Онежского - 127 м, Иссык-Куль –668 м. Запишите числа в порядке убывания. Преобразуйте их в сумму разрядных слагаемых. Что показывает число 0 в записи числа 230? /ПОКАЗАТЬ ФОТО ОЗЁР/

668=6 сот+6 дес.+8 ед.

230=2 сот.+3 дес.

127=1 сот.+2 дес.+7 ед.

ИНФОРМАЦИЯ

В юго-западной части Карелии находится самый большой пресноводный водоём Европы – это Ладожское озеро. Его суровая северная красота резко отличается от южных морей. Однако по своим размерам и характеру Ладога очень напоминает море. Суммарная площадь озера вместе с островами равняется 18 135 кв. км. Длина у Ладоги не меньше 219 км, а ширина 138 км. Даже заплыв на середину озера нельзя увидеть берега. Большую опасность для небольших судов представляют северные ветра, иногда поднимающие сильные волны с непредсказуемым характером.

На Онеге удивительно прозрачная вода. Оказывается, секрет чистой воды в Онежском озере – это шунгит. Название минерала образовано от названия села Шуньга, что находится недалеко от Онеги. По составу и содержанию солей напоминает талую воду.

1. Иссык-Куль седьмой по счету в рейтинге самых глубоких озер мира. Самое крупное озеро в Кыргызстане Иссык-Куль - 25 в рейтинге самых больших озер мира и является седьмым по счету самых глубоких озер на Земле.

2. Самая большая горнолыжная база в Центральной Азии.

Самая большая горнолыжная база находится на Иссык-Куле в городе Каракол. База рассчитана как на новичков, так и на опытных профессионалов.

3. В озеро впадают 80 небольших рек, в то время как ни одна не вытекает.Из озера не вытекает ни одной.

КОНВЕРТ от третьего смайлика

Запишите все числа, в которых 3 сот. 5 дес. и не более 7 единиц.

Какие числа вы записали?

Назовите числа, в записи которых повторяются одинаковые цифры. Что показывают эти цифры в записи этих чисел?

350,351,352,353,354,355,356,357.

КОНВЕРТ от третьего смайлика (вариант 2)

Перед вами три разных цифры: 7, 1, 6. Составьте всевозможные трёхзначные числа, не повторяя цифр в записи числа.

716 167 617

761 176 671

Назовите наибольшее. В каком числе столько же сотен, сколько и в наибольшем?

В каком числе столько же единиц, сколько и в наименьшем?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

У вас на столах лежат конверты жёлтого цвета. Возьмите и достаньте из них карточки. ( 100 рублей, 500 рублей, 50 рублей, 10 рублей,1 рубль, 5 рублей).

- Что это у вас записано на карточках? (Название денег)

- А где мы пользуемся деньгами? (В магазине, в аптеке, в столовой и т.д.).

- Допустим, что покупка стоит 155 рублей. Составьте это число.

-Как вы это сделали?

-А теперь покупка стоит 511 рублей. Составьте это число. Как вы это сделали?

-Итак, мы делаем вывод? (Полученные знания нам пригодятся в повседневной жизни).

  1. Рефлексия деятельности

ЦЕЛЬ:

  1. Зафиксировать достижение поставленных целей;

  2. Оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;

  3. Обсудить домашнее задание.

Минуты нашего урока истекают. Не даром говорят: «Не дорого начало, а похвален конец».

ИТОГ: Какая  тема урока?

-Какие результаты планировали?

  • Чему каждый из вас  научился на уроке?

  • Вы достигли поставленных целей и планируемых результатов?

- Что было интересно на уроке?

- Что вызвало затруднения?

Где может пригодиться новое знание? /Практическая жизнь – совершение покупок, цены в магазинах, аптеке, счет, сравнение…/

***Ответьте для себя на два вопроса и отметьте уровень освоения материала на стрелочках.:

  1. Насколько правильно я умею записывать трёхзначные числа?

  2. Насколько я научился представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на обороте рабочего листа)

Перед вами разноуровневые задания. Можете выбрать любое из них и выполнить задание по силам.

Зелёный конверт*** - Запишите числа 648, 707, 830 в виде суммы разрядных слагаемых.

Синий конверт*** Зачеркните записи, не являющиеся суммой разрядных слагаемых.

347=300+47

672=600+70+2

809=9+800

455=5+450

2сот.+8дес.+3ед.=283 ед.

Красный конверт***

118, 138, 158, 128 (148 = 100+40+8)

или

213, 324,657, 435 (546 =500+40+6)

Запишите числа в порядке возрастания.

Какое число пропущено?

Определите закономерность и определите следующее число.

Любое число представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Придумайте задание по теме сами***

Вспомните начало урока. Ваши воздушные шарики можно запускать в небо над РАДУЖНЫМ ПОСЁЛКОМ.

  • Если вы освоили тему на высоком уровне, вам многое удалось, приклейте шарик на радуге или выше.

  • Если вы испытывали затруднения, но смогли найти правильное решение, приклейте шарик ниже радуги, но выше земли.

  • Если вы совсем расстроены, у вас не все получилось, то приклейте шарик близко к земле. Я желаю вам успехов!!!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Запишите числа, в которых 1сот. 6 дес. 7 ед., 4 сот., 23 дес. 5 ед., 5 сот. 9 ед. (167,400,235,509)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ.

ЗАПИСАТЬ ЧИСЛА В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ.

345        216        731

278        756        548

342        907        121

981        513        416

345        842        729

230        743        111

ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложения.

Сегодня на уроке я узнал...

Я понял …..

Я открыл для себя …

Теперь я смогу сам …

Я легко справился …

Мне было трудно ….

Самое интересное для меня было …

Автор
Дата добавления 13.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров419
Номер материала 1548

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.